Организация работы с одаренными детьми |
Автор: Administrator |
16.11.2014 18:19 |
Организация работы с одаренными детьми в МБОУ«Лицей № 36» (г. Осинники) Построение эффективной системы обучения и развития одаренных детей актуально для любого общества, поскольку именно эта, сравнительно небольшая, часть детей обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии; они способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере. Организация работы с одаренными детьми – приоритетное направление реализации Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года.Утверждена концепция национальной системы выявления и развития молодых талантов. В Осинниковском городском округе разработана муниципальная программа по выявлению, сопровождению и поддержке детей с признаками одаренности на период с 2011 по 2015 годы. Одаренные дети – особая категория обучающихся, для которой необходим особый подход ких образованию. Для развития способностей одаренного ребенка необходимо создать особые психолого-педагогические условия, позволяющие ему учиться, развиваться и социализироваться. В рамках реализации муниципальной программы в лицее традиционно в дни осенних каникул уже четвертый год работает профильная смена для одаренных детей школ города. За этот период разработаны и апробированы эффективные формы, методы и приемы работы с данной категорией детей, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Профильная смена – своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора и эрудиции, познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности, погружение в изучение предметов. Опыт работы с одаренными детьми выявил необходимость высокого уровня насыщенности содержания обучения, глобальный, основополагающий характер тем и проблем изучения, а также гибкие содержательные “рамки”, обеспечивающие возможность педагогу и учащимся выбрать для изучения тот или иной тематический раздел. Проблемность содержания обучения может обеспечиваться как способом подачи материала, так и включением в программу изучения открытых, еще не решенных, дискуссионных тем и проблем,что является “питательной средой” для интеллектуального творчества. На данном этапе работы нет разработанных учебных программ для одаренных детей, но все занятия педагогами строятся по принципу соответствия “закону трех “У” – ускорение, углубление, усложнение. Участники профильной смены активно вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность. Большая роль в организации учебной деятельности отводится сотрудничеству, совместному решению проблем и исследовательских задач, высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения. В 2014 году профильная смена в лицее была организована для 70 детей школ города. Работа была организована в 4 группах разной возрастной категории: 4 класс – 16 человек; 5 класс – 16 человек; 9 класс – 19 человек; 10–11 класс – 19 человек. Второй год в лагере выделяются места для младших школьников. Группа пятиклассников полностью состояла из участников профильной смены прошлого года. В рамках работы лагеря были организованы учебные занятия для подготовки учащихся к олимпиадам по математике, физике, информатике, биологии, химии, русскому языку, литературе, истории и обществознанию. Перечень предметов определен выбором самих учащихся, которые стали призерами и победителями школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников и были рекомендованных к посещению профильной смены для детей с признаками одаренности. Обучение учащихся 9,10,11 классов проводилось в группах физико-математического, химико-биологического и гуманитарного профиля. В рамках подготовки обучающихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников организован разбор заданий олимпиад прошлых лет, решение заданий предметных олимпиад различного уровня, в том числе олимпиады школьников «Ломоносов», Герценовской олимпиады и других олимпиад, организуемых вузами и включенных в перечень олимпиад школьников Министерством образования и науки РФ. Для подготовки к практической части олимпиады и отработки практических навыков обучающихся в расписание учебных занятий были введены часы для решения экспериментальных задач по физике и химии. Учебную работу с обучающимися по подготовке к олимпиадам вели 26 педагогов лицея, школ № 31, 35, 3, преподаватели по физике и математике КузГПА. Профильная смена для младших школьников была организована силами педагогического коллектива лицея. Каждый день в профильной смене был разбит на две части. В первой половине дня были организованы учебные занятия, погружение ребят в предмет по выбранным профилям. После обеда предусмотрена смена вида деятельности – презентация проектов, проведение разнообразных интеллектуальных игр, эрудит-шоу, викторин, спортивных, творческих и развлекательных мероприятий. По мнению участников смены 2014 года,лагерь для одаренных детей - это возможность социальной адаптации, расширения кругозора, эрудиции и креативности;познания себя, своих интересов и возможностей в различныхвидах деятельности.
Учимся, общаемся, творим!
Спорт учёбе не помеха!
Отдыхаем с улыбкой!
Учебное занятие по математике
Работаем над проектом
|